Мотоблоки

Мотоблок Нева МБ 23 в работе

Содержание

Характеристики мотоблока Нева

Выпускаемый модельный ряд снабжается сильными двигателями (8 — 11 л.с) и надёжными редукторами, отличается прочностью конструкции и полностью соответствует заявленным эксплуатационным критериям. Высокая производительность обусловлена рабочими характеристиками:

  • габаритные размеры (д/ш/в) – 14506501300 мм;
  • масса – до 105 кг;
  • тяга под нагрузкой, не менее – 160 кГс;
  • скорость по передачам – I — 2,51, II – 11,92 км/ч;
  • угол устойчивости (поперечный) – до 15 градусов;
  • просвет – 140 мм;
  • число передач (различные модели) – 2,3,4,8 переднего хода, 2, 4 – заднего;
  • колея – 320, расширенная 570 мм;
  • полоса обрабатываемой почвы – 86-170 мм;
  • глубина культивирования – 20 мм;
  • радиус разворота – 1,1 м;
  • рулевое устройство, тип – штанговое;
  • двигатель – карбюратор, бензиновый, четырех тактовый с принудительным воздушным охлаждением.
мотоблок, нева, работа

Нева 2 с двигателем Subaru

Правила эксплуатации

Порядок действий при работе с мотоблоком МБ 23 Нева подробно излагается в инструкции по эксплуатации. Простота управления, минимальное количество манипуляций при монтаже оборудования не требуют от пользователя квалификации или специальной подготовки. Для успешного и длительного пользования мотоблоком следует не допускать перегрузок агрегата, учитывать характер обрабатываемой почвы, применять указанные в инструкции марки и сорта топлива, масла, ремней, запасных частей и аксессуаров. После покупки мотоблока необходимо правильно провести период обкатки изделия, исключая факторы перегрузки двигателя и трансмиссии.

Стоимость техники

На рынке представлен широкий ассортиментный ряд моделей мотоблоков МБ 23 Нева а от 55 000 рублей оцениваются агрегаты мощностью от 8 л.с. В диапазоне 6 – 8 л.с.

Конструкция

ГОСТ 28523-90 определяет вид мотоблока МБ 23 как тяжёлый, предназначенный для работы в условиях интенсивных нагрузок. Конструктивно агрегат представляет собой массивную платформу на колесах с одной осью, на которой размещены:

  • двигатель;
  • механизм сцепления (трансмиссия);
  • редуктор;
  • устройства управления;
  • приспособления и механизмы для присоединения оборудования.

Мотоблок используется в хозяйстве для выполнения множества работ

Трансмиссия выполнена в виде клиноременной компоновки шкивов. Крутящий момент от вала двигателя к редуктору передаётся через ременную систему шкивов с натяжным роликом. Простая и удобная в эксплуатации трансмиссия обеспечивает надёжную работу агрегата, а в случае пика запредельной нагрузки (препятствие, заедание элементов оборудования) ремень начинает проскальзывать по шкиву, предохраняя двигатель и редуктор от повреждений.

Редуктор в герметичном коробе из алюминия, с цепным приводом на шестерни. Обеспечивает усиление момента порядка 180 кГс при работе на тяжёлой почве. Привод на колёса дополнен системой разобщения полуосей, что позволяет компенсировать нагрузку при неровностях и поворотах.

Комплектация мотоблока ряда моделей предусматривает установку дополнительных элементов, повышающих удобство эксплуатации механизма (электростартер, фара). Для работы в условиях высоких нагрузок на больших площадях мотоблок снабжается редуктором вида «мультиагро» с увеличенным числом передач до 8 переднего и 4 заднего хода (Нева МБ 23-Y MX250).

Навесное оборудование

Мотоблок в комплексе с функциональными механизмами выполняет различную работу:

  • Культивация почвы. Устанавливаются специальные фрезы вместо штатных колёс. Стандартная комплектация – 4 фрезы.
  • Вспахивание земли. Отвальной двухрядный однокорпусный плуг. Глубина погружения порядка 25 см в суглинистом грунте.
  • Окучивание. Специальный плуг с V-образным лемехом распашником.
  • Покос травы. Конструкцией предусмотрено использование косилок двух видов: сегментные – ножи-сегменты двигаются в горизонтальной плоскости в полосе обработки. Подходит для покоса однородной травяной массы на ровных рельефах; роторные – ножи вращаются на дисках. Рекомендуется для неровных рельефов и при наличии кустарника, различных препятствий или ограждений.
  • Посадка картофеля. Агрегаты типа CS: GO-1, CS: GO-1А, КСТ обеспечивают равномерную посадку картофеля, выдерживая заданные расстояния между бороздами и клубнями. Производительность – 0,2-0,25 Га в час.
  • Копка картофеля. Функцию выполняют картофелекопалки веерного или вибрационного типов. Специальный нож-плуг поднимает пласт земли с клубнями и доставляется на решётку, где от вибрации грунт разрушается и просеивается вниз. Производительность установок типа ККМ-1, КМУ-3, КК-6 приблизительно 0,2 Га в час.
  • Снегоуборка. Для перемещения накопившегося снега используется бульдозерного типа отвал с изменяемым углом направления. В большом хозяйстве применяется снегоуборщик шнекового типа СМБ-1. Собираемый шнеком снег перемещается к соплу и выбрасывается в нужном направлении.

Кроме навесного оборудования, предусмотрено использование и прицепных устройств. Транспортная тележка крепится к мотоблоку, образуя единую конструкцию с местом для сидения, удобным управлением и вместительным кузовом. Выпускаются варианты транспортных тележек под разный функционал. Высокие показатели тягового усилия позволяют перемещать грузы массой до 500 кг на пересечённой местности.

На мотоблок можно установить навесное оборудование

Длительная практика эксплуатации агрегатов не обошлась без существенных доработок как в заводском, так и в гаражном исполнении. Сочленение трёх колёс на оси с лентой образовали универсальный гусеничный движитель. Подверглись совершенствованию адаптеры для прицепов, кузова стали откидными, практикуются плуги многорядные и многое другое. Запас тяги и надёжность конструкции мотоблока позволяют «экспериментировать».

Двигатель мотоблока Нева

Конструкция мотоблока предусматривает использование широкой линейки моделей двигателей. Для идентификации принята понятная маркировка с обозначением марки двигателя:

  • МБ 23Б-8.0 – мотоблок с двигателем BriggsStratton мощностью 8 л.с.;
  • МБ 23Б-8.0 PRO — мотоблок с двигателем Vanguard BriggsStratton Vanguard — 8 л.с.;
  • МБ 23Б-10.0 — мотоблок с двигателем BriggsStratton, мощность 10 л.с.;
  • МБ 23 Н-9.0 – мотоблок снабжён двигателем Honda 9 л.с.;
  • МБ 23Y – мотоблок в комплекте с двигателем Yamaha MX300 12 л.с.;
  • МБ 23С – мотоблок снабжён двигателем Subaru 9 л.с.;
  • МБ 23CD – мотоблок с двигателем Subaru (дизель) 4,8 л.с.

Бензиновые двигатели – одноцилиндровые, 4-тактные, с воздушным охлаждением обеспечивают функционирование мотоблока в непрерывном режиме длительное время в условиях сложного грунта. В сравнении наиболее высокие показатели тяги показал дизельный агрегат.

Расход топлива напрямую зависит от нагрузки и варьируется от 1,1 до 1,6 л/час.

Возможные неисправности

Характеристики

Марка двигателя BriggsStratton (США)
Двигатель I/C 10.0
Мощность, л.с. (кВт) 10.0 (7.4)
Масса, кг 105
Количество передач (21)х2
Тип топлива Чистый бензин АИ — 92, АИ — 95
Трансмиссия Маслонаполненный, шестерёнчато-цепной редуктор в алюминиевом корпусе
Ширина культивации, см 86-170
Число оборотов вала 23-42 (1-ая передача) 89-160 (2-ая передача)
Глубина обработки, см 20

Мотоблок «Нева» МБ23-H9,0 PRO

Двигатель мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO обладает высокий производительностью. Для него характерен быстрый запуск и уменьшенный расход масла. Данные технические параметры позволяют мотоблоку не менять интенсивность работы длительное время, обеспечивая равномерный результат при обработке даже самой сложной почвы.

Тип трансмиссии мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO: шестеренчато-цепной, редуктор защищен корпусом, изготовленным из алюминия. Двухручьевой шкив позволяет вдвое увеличивать диапазон передач, при этом в мотоблоке изначально предусмотрено 2 передачи вперед и 1 назад. Для различного типа почвы на мотоблоке можно выбрать необходимую скорость.

Функция разобщения колес (отключение левого колеса) позволяет произвести разворот мотоблока прямо на обрабатываемой поверхности. Максимальная ширина обработки земли для «Нева» МБ23-H9,0 PRO составляет 170 см. Такая ширина обработки достигается установкой 8 фрез.

Ключевое назначение мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO: возделывание почвы любого типа и уровня обработки (в том числе целина). С помощью навесного оборудования агрегат может выполнять функцию косилки, сборщика сена, также возможно выполнение уборочных работ, работ по перевозке грузов и поливу территории.

МБ 23Б-10.0

Мотоблок «Нева» МБ23Б-10,0 — сельскохозяйственный агрегат, предназначенный для работ на любой почве, в особенности не подвергавшейся обработке. Принадлежит к устройствам для тяжелых нагрузок.

Отличительными особенностями данной модели являются:

  • редуктор высокой мощности
  • возможность разобщения колес, облегчающая управление;
  • двигатель мощностью 10,0 л.с.
  • высокая производительность работы.

Мотоблок Нева МБ 23

Мотоблок Нева МБ 23 может справляться со всеми работами, связанными с возделыванием почв частного характера. Если установить на него навесные комплектующие, он сможет выполнять:

  • поливку;
  • кошение травы;
  • сборку сена;
  • уборку любых территорий;
  • транспортировку груза.

Благодаря своим техническим данным такие мотоблоки могут работать даже с очень тяжёлыми грунтами. А внушительные спектры трансмиссионных передач – это залог требующейся динамики перемещения и нужных тяговых нагрузок.

Регулировка карбюратора

Заводскую регулировку желательно сохранять в течение всего периода эксплуатации мотоблока.

Последовательность регулировки карбюратора в условиях эксплуатации:

  • ввернуть винты регулировки полного и малога газа до упора, а затем вывернуть на 1,5 оборотов, после чего запустить и прогреть двигатель около 10 минут;
  • поставить рычаг управления двигателем на минимальные обороты, при этом не допуская, чтобы двигатель остановился;
  • выставить минимальные обороты холостого хода (при устойчиво работающем двигателе);
  • винтом малого газа выполнить регулировку оборотов холостого хода до максимального значения, а затем выполнить регуляцию минимальных оборотов холостого хода;
  • последние две манипуляции повторяют еще два раза, пока двигатель не будет работать устойчиво и без сбоев.
READ  Двигатель Мотоблока Не Набирает Обороты

Через 100 часов работы мотоблока нужно заменить масло в редукторе,

Технические характеристики

Производитель Нева
Двигатель BriggsStratton Intek I/C
Макс. мощность, л.с. 10
Редуктор шестеренчато-цепной
Количество передач 42
Сцепление ременное
Стартер электростартер
Тип топлива бензин АИ-92
Тип двигателя бензиновый четырехтактный одноцилиндровый
Емкость топливного бака, л 5.3
Базовая ширина культивации, мм 860
Глубина обработки, мм 200
Рабочий объем, куб. см 306
Габаритные размеры, мм 1700x650x1300
Масса, кг 102
В комплекте 4 фрезы, удлинители грунтозацепов, сошник

Сам мотоблок Нева МБ23 состоит из следующих составляющих деталей:

  • рама;
  • двигатель, редуктор, сцепление (клиноременная передача и натяжной ролик);
  • дифференциал;
  • руль с рукоятками и рычагами управления;
  • шкива отбора мощности (ШОМ или ВОМ);
  • кронштейн для навесного оборудования;
  • пневматические колеса;
  • сцепная скоба;
  • ограничитель глубины культивации,
  • фара и аккумулятор (опционально, для модификаций МБ23-ФС).
  • фрезы-культиваторы со ступицами (4 шт. или 6 шт.) и креплением;
  • 2 валика (если 6 фрез);
  • 2 удлинителя полуосей колес;
  • закрылки – 2 шт.

Редуктор. Его вид указан в таблице. Он сосредоточен в корпусе аппарата. Его детали смазываются путём распрыскивания масла. Вращение шестерён происходит за счет подшипника. Редуктор даёт аппарату передачи (спереди и сзади). За счет приводного ремня (он находится в ручьях) можно получить ещё по одной передаче (задняя и передняя). В него можно заливать такие масла: — ТЭП-15. Оно сохраняет свои качества при температурах от.5°С до 35°С. Соответствует ГОСТу 23652-79. — ТМ-15. Сохраняет характеристики при условиях от.5°С до 25°С. Отвечает ГОСТу 17479.2-85. Обычно в него заправляют 2,2 л. масла.

Система сцепления. Укомплектована: ремнем, витой возвратной пружиной, роликом, имеющим рычаг, тягой и рычагом контроля. Позиция последнего элемента – на рулевом рычаге. Если нажать на рычаги, ролик будет перемешаться и окажет должным образом ремень привода. От ДВС импульс направится на ведомый редукторный шкив.

Фрезы. Они разрыхляют почву. Не создают пластового оборота. Позиции: обе редукторные полуоси (и правая, и левая).

Колёса. Функция – перемещение мотоблока.

Сцепная скоба. Присоединяет дополнительную технику. Не нуждается в активном приводе.

Лимитер параметра (глубины) культивации. Его позиция: хвостовая сторона аппарата. Он ограничивает глубину погружения и динамику движения при работе с почвой. Его можно закреплять на разной высоте. Определяющий фактор здесь — вид почвы.

Тест мотоблока Нева МБ23 МультиАГРО с измельчителем веток, дровоколом и ездовым адаптером

Двигатель мотоблока Нева МБ 23

Двигатель мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO обладает высокий производительностью. Для него характерен быстрый запуск и уменьшенный расход масла. Данные технические параметры позволяют мотоблоку не менять интенсивность работы длительное время, обеспечивая равномерный результат при обработке даже самой сложной почвы.

Тип трансмиссии мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO: шестеренчато-цепной, редуктор защищен корпусом, изготовленным из алюминия. Двухручьевой шкив позволяет вдвое увеличивать диапазон передач, при этом в мотоблоке изначально предусмотрено 2 передачи вперед и 1 назад. Для различного типа почвы на мотоблоке можно выбрать необходимую скорость.

Функция разобщения колес (отключение левого колеса) позволяет произвести разворот мотоблока прямо на обрабатываемой поверхности. Максимальная ширина обработки земли для «Нева» МБ23-H9,0 PRO составляет 170 см. Такая ширина обработки достигается установкой 8 фрез.

Ключевое назначение мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO: возделывание почвы любого типа и уровня обработки (в том числе целина). С помощью навесного оборудования агрегат может выполнять функцию косилки, сборщика сена, также возможно выполнение уборочных работ, работ по перевозке грузов и поливу территории.

Тип редуктора мотоблока «Нева» МБ 23С-9,0 PRO: шестеренчато-цепной. Переключение передач производится при перебросе ремня на двухпазовом шкиве. Благодаря функции разобщения колес мотоблок обладает высокой маневренностью. Например, поворот мотоблока с минимальной амплитудой может быть достигнут путем отключения левого колеса. Управление происходит легко и не требует прикладывания больших физических усилий.

На мотоблоке «Нева» МБ 23С-9,0PRO существует возможность установки 8 фрез. Минимальное количество устанавливаемых фрез — 4. Чем выше количество фрез, соответственно, и площадь опоры, тем большую устойчивость обретает мотоблок при работе.

Основные виды сельскохозяйственных работ, которые позволяет выполнить «Нева» МБ 23С-9,0 PRO: подготовка почве к посадке культур, сбор урожая, транспортировка грузов, уборка территории.

  • МБ23С-9,0 PRO-Ф — мотоблок, оснащенный фарой;
  • МБ23С-9,0 PRO-Ф — мотоблок. оснащенный электростартером и фарой.

Навесное оборудование

Характеристики

Марка двигателя BriggsStratton (США)
Двигатель I/C 10.0
Мощность, л.с. (кВт) 10.0 (7.4)
Масса, кг 105
Количество передач (21)х2
Тип топлива Чистый бензин АИ — 92, АИ — 95
Трансмиссия Маслонаполненный, шестерёнчато-цепной редуктор в алюминиевом корпусе
Ширина культивации, см 86-170
Число оборотов вала 23-42 (1-ая передача) 89-160 (2-ая передача)
Глубина обработки, см 20

Обзор мотоблоков Нева МБ-23 с двигателями Subaru и Honda

Конструкция мотоблока и мощность двигателя делают его техникой, которую успешно можно использовать для обработки плотных, тяжелых видов почв, а также целины — ранее не обрабатываемой почвы.

Тип редуктора мотоблока «Нева» МБ23Б-10,0: шестеренчато-цепной, материал корпуса — алюминий. Благодаря диапазону передач редуктора можно подбирать режим скорости, удобный для конкретного вида сельхозработ. Переключение передач на данной модели осуществляется путем переброса ремня на двухпазовом шкиве.

Маневренность мотоблока «Нева» МБ 23Б-10,0 весьма высока. Такая мобильность обусловлена разобщением колес — при отключении левого колеса мотоблок можно развернуть. Агрегат обладает большой производительностью, которую обеспечивает наличие восьми фрез. Ширина захвата земли во время работы может доходить до 170 см.

Профессиональное назначение мотоблока «Нева» МБ23Б-10,0: продолжительные работы высокой интенсивности по обработке почвы, уборка земельных угодий в любое время года. При присоединении тележки или прицепа мотоблок можно использовать как транспортное средство и агрегат для перевозки грузов.

Доступная модификация модели: МБ23Б-10,0ФС — мотоблок с электростартером и фарой.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Владимир Федорович Купряшкин, Александр Сергеевич Уланов, Михаил Геннадьевич Шляпников, Алексей Сергеевич Князьков

Введение: представленное исследование посвящено определению критических значений поступательной скорости мотоблока при вспашке почвы с обеспечением устойчивости его движения по критерию условия отсутствия буксования ведущих колес в продольно-вертикальной плоскости. Материалы и методы: аналитически было выявлено, что на устойчивый ход движения мотоблока в большей степени оказывает влияние взаимодействие его рабочего органа с обрабатываемой средой. В нашем случае на плуг действуют силы, зависящие от скорости движения мотоблока и твердости почвы. Нахождение характера взаимодействия плуга с почвой проводилось на разработанном нами лабораторном оборудовании, где были получены искомые силовые характеристики на плуге мотоблока Rx, Ry и Rz, при помощи современных методик планирования и проведения экспериментальных исследований. В результате обработки полученных данных были найдены регрессионные модели силовых характеристик Rx, Ry и Rz процесса взаимодействия плуга мотоблока с почвой в виде уравнений в зависимости от варьируемых факторов: твердости почвы и скорости движения. Совместное использование уравнений регрессии с условием устойчивого движения мотоблока по критерию отсутствия буксования ведущих колес позволят определить критические значения его скорости. Результаты и их обсуждение: учитывая конструктивные параметры мотоблока «Нева» МБ-23-МультиАГРО Pro и агрегатируемого с ним плуга П1-20/3, а также значения коэффициентов уравнений регрессионных моделей силовых характеристик Rx, Ry и Rz, зависимость поступательной скорости движения мотоблока после подстановки их него значений твердости почвы p в интервале от 0,65 до 1,7 МПа преобразуется в графическую зависимость предельных значений поступательной скорости движения мотоблока с плугом. при условии обеспечения устойчивости движения пахотного агрегата в продольно-вертикальной плоскости при отсутствии буксования ведущих колес. Анализ данной зависимости показывает, что значения скорости движения мотоблока с плугом уменьшаются с увеличением твердости почвы от 0,65 до 1,70 МПа по вогнутой кривой с 3,66 до 0,5 км/ч. Величина снижения в процентном исчислении составляет 86,3 %. Заключение: формирование зоны допустимых значений скорости движения мотоблока. позволяет определить диапазон его эффективного функционирования при проведении вспашки и открывает возможность к изысканию новых путей их повышения.

SUBSTANTIATION OF MODES OF ARABLE UNIT ON THE BASIS OF MOTOBLOCK NEVA MB-23C-MULTIAGRO PRO PLOW P1-20/3 BY THE CRITERION OF ABSENCE OF SLIPPING OF WHEELS WITH THE SOIL

Introduction: the present study is devoted to determining the critical values of the translational speed of the tillage motor unit, ensuring the stability of its movement by the criterion of the absence of slipping of the running wheels in the longitudinal-vertical plane. Materials and methods: it was analytically revealed that the interaction of its working body with the processed environment has a greater impact on the steady movement of the motor-block. In our case, the plow forces are dependent on the speed of the motor unit and the hardness of the soil. Finding the nature of the interaction of the plow with the soil was carried out on the laboratory equipment developed by us, where the desired power characteristics were obtained on the plow of the motor-block Rx, Ry and Rz, with the help of modern methods of planning and conducting experimental studies. As a result of processing the data obtained, regression models of the power characteristics Rx, Ry and Rz of the interaction process of the motor-block plow with the soil in the form of equations depending on variable factors: soil hardness and speed of movement were found. The combined use of regression equations with the condition of stable movement of the motor-block on the criterion of the absence of slipping of the running wheels will allow determining the critical values of its speed. Results and their discussion: taking into Account the design parameters of the motor-block «Neva» MB-23MultiAGRO Pro and aggregated plow with it P1-20/3, as well as the values of the coefficients of regression models of power characteristics Rx, Ry and Rz, the dependence of the translational speed of the motor-block after substituting them for the values of soil hardness p in the range from 0,65 to 1,7 MPa, is converted into a graphical dependence of the limit values of the translational speed of the motor-block with a plow, under the condition of ensuring the stability of the movement of the arable unit in the longitudinal-vertical plane in the absence of slipping of the running wheels. The analysis of this dependence shows that the values of the speed of the motor-block with the plow decrease with increasing soil hardness from 0,65 to 1,70 MPa along the concave curve from 3.66 km/h to 0.5 km/h. the Decrease in percentage terms is 86.3 %. Conclusion: formation of the zone of permissible values of the speed of the motor unit. it allows to determine the range of its effective functioning during plowing and opens the possibility to find new ways to improve them.

READ  Мотоблок Нева Мб 2 Работа Культиватором

Текст научной работы на тему «Обоснование режимов работы пахотного агрегата на базе мотоблока «Нева» МБ-23-МультиАГРО Pro с плугом п1-20/3 по критерию отсутствия буксования ведущих колес с почвой»

_05.20.01 ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА_

ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПАХОТНОГО АГРЕГАТА НА БАЗЕ МОТОБЛОКА «Нева» МБ-23-МУЛЬТИАГРО PRO С ПЛУГОМ П1-20/3 ПО КРИТЕРИЮ ОТСУТСТВИЯ БУКСОВАНИЯ ВЕДУЩИХ КОЛЕС С ПОЧВОЙ

Владимир Федорович Купряшкин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Мобильные энергетические средства и сельскохозяйственные машины» им. проф. А. И. Лещанкина

Институт механики и энергетики, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Саранск (Россия) Александр Сергеевич Уланов, инженер кафедры «Основы конструирования механизмов и машин» Институт механики и энергетики, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Саранск (Россия)

Михаил Геннадьевич Шляпников, аспирант Институт механики и энергетики, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Саранск (Россия) Алексей Сергеевич Князьков, старший преподаватель кафедры «Основы конструирования механизмов и машин» Института механики и энергетики, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» Саранск (Россия)

Введение: представленное исследование посвящено определению критических значений поступательной скорости мотоблока при вспашке почвы с обеспечением устойчивости его движения по критерию условия отсутствия буксования ведущих колес в продольно-вертикальной плоскости.

Материалы и методы: аналитически было выявлено, что на устойчивый ход движения мотоблока в большей степени оказывает влияние взаимодействие его рабочего органа с обрабатываемой средой. В нашем случае на плуг действуют силы, зависящие от скорости движения мотоблока и твердости почвы. Нахождение характера взаимодействия плуга с почвой проводилось на разработанном нами лабораторном оборудовании, где были получены искомые силовые характеристики на плуге мотоблока Rx, Ry и Rz, при помощи современных методик планирования и проведения экспериментальных исследований. В результате обработки полученных данных были найдены регрессионные модели силовых характеристик Rx, Ry и Rz процесса взаимодействия плуга мотоблока с почвой в виде уравнений в зависимости от варьируемых факторов: твердости почвы и скорости движения. Совместное использование уравнений регрессии с условием устойчивого движения мотоблока по критерию отсутствия буксования ведущих колес позволят определить критические значения его скорости. Результаты и их обсуждение: учитывая конструктивные параметры мотоблока «Нева» МБ-23-МультиАГРО Pro и агрегатируемого с ним плуга П1-20/3, а также значения коэффициентов уравнений регрессионных моделей силовых характеристик Rx, Ry и Rz, зависимость поступательной скорости движения мотоблока после подстановки их него значений твердости почвы p в интервале от 0,65 до 1,7 МПа преобразуется в графическую зависимость предельных значений поступательной скорости движения мотоблока с плугом, при условии обеспечения устойчивости движения пахотного агрегата в продольно-вертикальной плоскости при отсутствии буксования ведущих колес. Анализ данной зависимости показывает, что значения скорости движения мотоблока с плугом уменьшаются с увеличением твердости почвы от 0,65 до 1,70 МПа по вогнутой кривой с 3,66 до 0,5 км/ч. Величина снижения в процентном исчислении составляет 86,3 %.

Заключение: формирование зоны допустимых значений скорости движения мотоблока, позволяет определить диапазон его эффективного функционирования при проведении вспашки и открывает возможность к изысканию новых путей их повышения.

Ключевые слова: мотоблок, плуг, поступательная скорость, почва, твердость почвы, уравнения регрессии, устойчивость движения, экспериментальный модуль.

Для цитирования: Купряшкин В. Ф., Уланов А. С., Шляпников М. Г., Князьков А. С. Обоснование режимов работы пахотного агрегата на базе мотоблока «Нева» МБ-23-МУЛЬТИАГРО Pro с плугом П1-20/3 по критерию отсутствия буксования ведущих колес с почвой // Вестник НГИЭИ. 2019. (98). С. 5-15.

SUBSTANTIATION OF MODES OF ARABLE UNIT ON THE BASIS OF MOTOBLOCK NEVA MB-23C-MULTIAGRO PRO PLOW P1-20/3 BY THE CRITERION OF ABSENCE OF SLIPPING OF WHEELS WITH THE SOIL

Vladimir Fedorovich Kupryashkin, Ph. D. (Engineering), associate professor, head of the chair of mobile energy and agricultural machinery named after professor A. I. Leschankin

Institute of Mechanics and power engineering, FSBEI «Moscow state University named after N. P. Ogarev», Saransk (Russia) Alexander Sergeevch Ulanov, engineer of the chair of bases of constructing of mechanisms and machines,

Institute of Mechanics and power engineering, FSBEI «Moscow state University named after N. P. Ogarev», Saransk (Russia) Mikhail Gennadyevich Shlyapnikov, the post-graduate student Institute of Mechanics and power engineering, FSBEI «Moscow state University named after N. P. Ogarev», Saransk (Russia) Alexey Sergeevich Knyazkov, senior lecturer of the chair of fundamentals of designing mechanisms and machines,

Institute of Mechanics and power engineering, FSBEI «Moscow state University named after N. P. Ogarev», Saransk (Russia)

Introduction: the present study is devoted to determining the critical values of the translational speed of the tillage motor unit, ensuring the stability of its movement by the criterion of the absence of slipping of the running wheels in the longitudinal-vertical plane.

Materials and methods: it was analytically revealed that the interaction of its working body with the processed environment has a greater impact on the steady movement of the motor-block. In our case, the plow forces are dependent on the speed of the motor unit and the hardness of the soil. Finding the nature of the interaction of the plow with the soil was carried out on the laboratory equipment developed by us, where the desired power characteristics were obtained on the plow of the motor-block Rx, Ry and Rz, with the help of modern methods of planning and conducting experimental studies. As a result of processing the data obtained, regression models of the power characteristics Rx, Ry and Rz of the interaction process of the motor-block plow with the soil in the form of equations depending on variable factors: soil hardness and speed of movement were found. The combined use of regression equations with the condition of stable movement of the motor-block on the criterion of the absence of slipping of the running wheels will allow determining the critical values of its speed.

Results and their discussion: taking into Account the design parameters of the motor-block «Neva» MB-23-MultiAGRO Pro and aggregated plow with it P1-20/3, as well as the values of the coefficients of regression models of power characteristics Rx, Ry and Rz, the dependence of the translational speed of the motor-block after substituting them for the values of soil hardness p in the range from 0,65 to 1,7 MPa, is converted into a graphical dependence of the limit values of the translational speed of the motor-block with a plow, under the condition of ensuring the stability of the movement of the arable unit in the longitudinal-vertical plane in the absence of slipping of the running wheels. The analysis of this dependence shows that the values of the speed of the motor-block with the plow decrease with increasing soil hardness from 0,65 to 1,70 MPa along the concave curve from 3.66 km/h to 0.5 km/h. the Decrease in percentage terms is 86.3 %.

READ  Мотоблок Брайт 135 В Работе

Conclusion: formation of the zone of permissible values of the speed of the motor unit. it allows to determine the range of its effective functioning during plowing and opens the possibility to find new ways to improve them. Keywords: tillage block, plough, soil, stability of motion, translational speed, soil hardness, experimental module, regression equations.

For citation: Kupryashkin V. F., Ulanov A. S., Shlyapnikov M. G., Knyazkov A. S. Substantiation of modes of arable unit on the basis of motoblock Neva MB-23C-MULTIAGRO Pro plow P1-20/3 by the criterion of absence of slipping of wheels with the soil // Bulletin of NGIEI. 2019. (98). P. 5-15.

Технологический процесс вспашки почвы мотоблоком, независимо от используемого типа плуга и выбранного способа движения относительно бо-

розды, протекает в сложных условиях и зависит от типа и свойств почвы, режимов работы мотоблока, а также правильности установки и регулировки плуга. Как показывают раннее проведенные исследова-

ния процесса работы средств малой механизации при обработке почвы [1, с. 32; 2, с. 20; 3, 148], важным условием эффективного функционирования мотоблока с почвообрабатывающем орудием является обеспечение его устойчивого движения в заданном направлении. Анализ этих исследований показывает, что одной из основных причин, вызывающих нарушение условия устойчивого движения мотоблока, является взаимодействие его рабочего органа, в данном случае плуга, с почвой. В результате взаимодействия плуга с почвой возникают нормальные и касательные силы, которые для удобства раскладывают по осям координат на силы Ях, Яу и Я2 [4, с. 446; 5]. Данные силы действуют в разных точках на криволинейной поверхности корпуса плуга и при этом имеют различные значения как по величине, так и по направлению и зависят от его конструктивных параметров и свойств почвы.

Фрезерование целины мотоблоком НЕВА МБ-23 Мульти АГРО

Одним из главных факторов, который влияет на величину силовых факторов Ях, Яу и Я2, является скорость движения мотоблока [5, с. 448]. Выбор ее значения позволяет оптимизировать процесс вспашки с соблюдением агротехники, увеличить производительность пахотного агрегата и повысить качество обработки почвы.

Из вышеизложенного следует, что нахождение силовых факторов Ях, Яу и Яг взаимодействия корпуса плуга с почвой, в зависимости от конструктивных параметров мотоблока и свойств обрабатываемой среды с последующей их обработкой, является одной из первоочередных задач на пути нахождения критических значений скорости с обеспечением устойчивости движения мотоблока по критерию отсутствия буксования ведущих колес.

Некоторые вопросы устойчивости движения средств малой механизации, в частности мотоблоков рассмотрены в трудах П. М. Василенко, Э. П. Логутенко, С. И. Овсянникова, И. С. Полтав-цева и других. При этом решение ряда вопросов было дано в общем виде. Более детально вопрос устойчивости движения мотоблока с плугом рассмотрен в трудах Н. Д. Келлера. Однако вопрос устойчивости движения мотоблоков в ранее проведенных исследованиях не предусматривал комплексного подхода при изучении вопроса устойчивости с учетом режимов работы мотоблока и почвенных условий.

Главным условием равномерного поступательного движения мотоблока является отсутствие буксования ведущих колес. Исходя из этого, опираясь на

схему действующих сил (см. рисунок 1), составим уравнения устойчивости движения мотоблока.

Условие устойчивости по отсутствию буксования будет иметь вид:

где FTkz. суммарная сила тяги на ведущих колесах мотоблока, Н;. сила сопротивления перекатыванию ведущих колес, Н; Rx. сила сопротивления, действующая на корпус плуг, в продольной плоскости, Н; Fjn. сила трения опорной пятки о дно борозды, Н; Fjnfl. сила трения полевой доски о стенку борозды, Н.

В ходе проведения теоретических исследований [6] с учетом конструктивных особенностей мотоблока «Нева» МБ-23-МультиАГРО Pro и агрегати-руемого с ним лемешно-отвального плуга П1-20/3, а также режимов их функционирования был получен развернутый вид условия устойчивости при отсутствии буксования ведущих колес (1), которое имеет следующий вид:

где CS: GO. коэффициент сцепления ведущих колес с почвой;. сила тяжести мотоблока, Н. сила тяжести балласта, Н;. диаметр ведущих колес, м;. суммарная ширина колес, м; кСБ. коэффициент бокового сцепления колес с почвой; /. коэффициент трения; К1. коэффициент, влияющий на силу тяги на ведущих колесах и силу сопротивления перекатыванию; К2, К3, К4. коэффициенты влияющие на силу трения пятки плуга о почву; К5, К6, К7 и К8. коэффициенты, характеризующие силу трения полевой доски плуга.

Из условия устойчивости движения мотоблока (1) следует, что для его решения необходимо определить ряд силовых характеристик, влияющих на работу мотоблока при проведении вспашки, а именно силы взаимодействия корпуса плуга с почвой Ях, Яу и Я2. Как показывают исследования в области функционирования средств малой механизации, их рабочий орган, в нашем случае плуг, является одним и главных объектов возмущения при проведении вспашки почвы и на него в процессе работы действуют силы Ях, Яу и Я2 для определения которых применяются различные экспериментальные модули, обеспечивающие динамометрирование в одной, двух или трех плоскостях отдельного корпуса или всего плуга в целом [7; с. 244; 8, с. 22; 9, с. 408; 10, с. 91].

В нашем случае для установления силовых характеристик Rx, Ry и Rz на плуге мотоблока с целью подтверждения и дополнения теоретических изысканий в области устойчивого его движения, на производственных площадях кафедры мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных машин имени профессора А. И. Лещанкина ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва», были осуществлены экспериментальные исследования, заключаю-

щиеся в нахождении вышеуказанных силовых факторов. В частности, для пространственного дина-мометрирования корпуса плуга использовалась предложенная нами конструкция экспериментального модуля (рисунок 2), обеспечивающего измерение всех сил Rx, Ry и Rz, на которую было получено удостоверение на рационализаторское предложение 173 «Экспериментальный модуль для динамометрирования лемешно-отвального корпуса плуга» [9, с. 408].

В качестве исследуемого объекта для нахождения сил Rx, Ry и Rz был рассмотрен навесной ле-мешно-отвальный плуг марки П1-20/3, агрегати-руемый с мотоблоком «Нева» МБ-23-МультиАГРО Pro.

При проведении лабораторных исследований были применены современные методики униформ-рототабельного планирования при проведении многофакторного эксперимента [11, с. 237; 12; 13, с. 61; 14, с. 173; 15, с. 31].

Важным этапом при планировании эксперимента является определение области факторного пространства, где могут размещаться точки, удовлетворяющие условиям опыта. Каждый фактор имеет свою область определения, зависящую от ряда принципиальных ограничений, характеризуемых технологическими, экономическими и другими параметрами.

Среди всех конструктивных и технологических параметров мотоблока в агрегате с плугом, а также показателей, характеризующих состояние обрабатываемой среды, в результате которых и определяются условия протекания технологического процесса обработки почвы, в качестве основных можно выделить скорость движения. vH (км/ч) и твердость почвы. р (МПа).

Таким образом, для планирования эксперимента ставится задача по обоснованию факторного пространства указанных параметров при работе почвообрабатывающей машины на определенную глубину обработки почвы, в нашем случае h = 20 см.

Первоначально рассмотрим особенности определения факторного пространства скорости движения. v. Согласно ГОСТа 12.2.140-2004 на величину поступательной скорости vH накладываются ограничения, а именно, поступательная скорость ручной самоходной машины, управляемой оператором, не должна превышать 4 км/ч (1,1м/с).

При выборе факторного пространства твердости почвы необходимо принимать во внимание, что твердость почвы для основных ее видов с учетом особенностей ее обработки и состояния может варьироваться в пределах от 0,6. рыхлые почвы до 3. твердые почвы МПа. Однако для основных видов почв, на которых могут эксплуатироваться легкие и средние мотоблоки в агрегате с плугом не превышает 1,7 МПа. Следовательно, это позволяет определить область факторного пространства для твердости почвы, которая будет находиться в интервале от 0,7 до 1,6 МПа.

Установленные выше значения действия переменных факторов содержат в себе основные технологические режимы работы легких, средних и тяжелых мотоблоков, а также охватывают основные типы почв.

Таким образом, полученные области факторного пространства для скорости движения V = 1. 4 км/ч) и твердости почвы (р = 0,61,6 МПа) позволят в дальнейшем правильно организовать и выполнить планирование экспериментальных исследований.

Так как планируется идентифицирующий эксперимент, то целесообразно центр плана совместить с центром области действия факторов, координаты центра которых можно найти по формуле: Х0 = (Хтах Хтт)/2. С учетом имеющихся значений р и V их координаты центра плана будут иметь соответственно следующие значения: Х10 = 1,15 МПа и Х20 = 2,5 км/ч.

Для выбора шагов варьирования ДХ по каждому фактору воспользуемся стандартной рекомендацией АХ- = (0,3. 0,45)(Хтах. Хт1П) [14, с. 165]. Учитывая это, в качестве АХ1 выберем величину, равную 0,35 МПа, АХ2. величину равную 1,1 км/ч. Выбранные интервалы позволяют определить основные уровни факторов такими, как показано в таблице 1.

Интервалы Величина Уровни факторов / Factor levels

варьирования звездного «звездная «звездная

Фактор / Factor (AX) / плеча (аг) / Основной Верхний Нижний точка» точка»

Variation Magnitude 0 / Main 1 / Upper.1 / Lower.1,414 / 1,414 /

intervals stellar shoulder Starry point Starry point

p. твердость почвы (X), МПа / soil hardness (X), MPa vH. скорость движения (Х2), км/ч / movement speed (Х2), km / h