Инструмент

Переделка аккумулятора шуруповерта hitachi 12

Внимание, DIY. Переделка 12в шуруповерта. Вариант «другой».

С аккумулятором для Макиты получилось интересно. У отца (Вечная ему память) был шурик Шторм. Я на него особо не смотрел, а тут как-то он попался мне на глаза, и оказалось, что он является точной (китайской) копией моей Макиты. АКБ совпадают по цоколевке и посадочным размерам, за исключением того, что китайцы-молодцы изготовили его разборным. Родные макитовские АКБ положил в чемодан к Шторму, дойдут руки и до него.

переделка, аккумулятор, шуруповерта, hitachi

Разбираем: Тут хотелось бы сделать лирическое отступление, и описать саму идею переделки. Заостряю ваше внимание на том, что эта идея работает только на 12в шуриках. Из теории мы знаем, что для их переделки нужны три 18650, соединенных последовательно. Соответственно для их зарядки и балансировки нужны 4 провода. Я изначально не хотел, чтобы из АКБ торчали какие-либо хвосты, все должно быть максимально заводским. Для работы штатной Макитвоской зарядки используется термопредохранитель, размещенный внутри АКБ и имеющий доп. контакты на колодке: Т.е. нужные нам для балансировки 4 провода мы сможем передать через штатные контакты АКБ, при подключении в гнездо зарядки. Вуаля. Накидал схему соединения 18650: Заготавливаем соединительные проводники: Ну и далее, согласно этой схеме спаиваем 18650: По скольку шурик мой, и работать на нем буду я, никаких плат защиты я предусматривать не стал. Да и в таком корпусе особо не разгуляешься. В общем самоконтроль, только хардкор 🙂 Трамубем все это хозяйство в корпус АКБ: Вообще, про то, что так можно переделать только 12в шурики вопрос конечно спорный. Зарядка от моей Макиты имеет вообще 5 контактов в своем гнезде. Это видимо потому, что она является универсальной 12-14в. При наличии прямых рук на корпусе АКБ можно организовать доп. 5-й контакт, и балансировать уже 4S сборки. Единственно — в этом случает уже не проканает зарядное В3, которое мы с вами будем интегрировать в следующей серии этой комедии.
По данным интернетов, заказанный мной китайский В3 представляет из себя три штуки тр4056, развязанных гальванически. Производитель обещает 800 мА зарядного тока на каждую батарею сборки. В моем случае ток составил 650 мА, причем протекал этот ток хитрО. Суть в том, что 650 мА я намерял только по крайним проводам сборки. На балансировочных отводах были какие-то копейки. Предвосхищая замечания — сборка была полностью разряжена, светодиоды зарядки горели красным, указывая на режим зарядки, и все три тр4056 исправно грелись, что аж палец не трепел. Равно как и три диода в схеме каналов зарядки. Но прикол в том, что стоило мне откинуть один из крайних проводов, ток в 650мА начинал течь через балансировочный провод, идущий следом за отключенным. И так далее по порядку. В общем, обещанных 800мА на каждый элемент сборки я так и не получил. Возможно это особенность работы китайского клона В3, или я что-то не так понял, но в таком виде, время полного заряда высаженной 3S сборки Самсонов 25r составило конских 2,5 часа. А по отзывам в инете народ и по 6 часов заряжает свои поделки данным зарядником. В общем ни разу не комильфо… Ну ладно, будем исходить из того, что имеем, Makita и так три месяца живет в полуразобранном состоянии, а люди на Муське интересуются в личке, обещанным мной, «другим» способом переделки шуруповерта. В общем, решил начать с того, что хоть как-то уменьшить нагрев микросхем заряда, т.к. в таком виде оставлять их просто неприлично. Решение пришло из мешка с разными радиаторами. Один из обрезков встал как нужно, накрыв и микрухи и диоды разом, только мешали торчавшие выводы пайки, и тот факт, что микросхемы тр4056 и «горячие» CMD диоды были разной высоты. Паянные выводы, торчавшие в зоне постановки радиатора были аккуратно обкушены, разница в высоте охлаждаемых элементов нивелирована «резиновыми» термопрокладками, любезно скомунизженными с радиаторов планки серверной DDR2 памяти, валявшейся в том же пакете радиаторов. Термопаста на диоды для полного феншуя, пластиковая стяга для закрепления всей конструкции завершили дело. В итоге имеем: С другой стороны: Не знаю, сильно ли уменьшился нагрев микросхем (не уверен вообще), но радиатор при работе ощутимо горячий. Примеряем конструкцию в корпус зарядного: Закрепляем: Припаиваем все, необходимое для работы: Собираем, попутно обеспечив нормальную «колхозную» вентиляцию: Хоть сейчас на ВДНХ:

Что в итоге? Работает: Плюсы: 1. Батарея всегда отбалансирована. 2. Отсутствие балансировочных хвостов, только заводские соединения. 3. Цена переделки двух АКБ и зарядного составила примерно 1700р. 4. Удовольствие от процесса — кто знает, тот поймет 🙂

Минусы: 1. Долгий заряд (с 0 до 100% примерно 2,5 часа) 2. Сильный нагрев микросхем, диодов и фильтрующих емкостей в каждом канале. Может стоит купить более «фирменный» В3.

Замена аккумуляторов в шуруповерте на литиевые своими руками: пошаговая инструкция

Для того чтобы переделать шуруповерт на литиевый аккумулятор, потребуется сам агрегат, батареи и нехитрый арсенал инструментов. Целесообразность трансформации вызвана эксплуатационными характеристиками литий–ионных моделей.

Их электрическая плотность существенно превосходит показатели никель–кадмиевых батарей. Отмечается меньший вес и большая продолжительность работы. Вдобавок Li-Ion аккумуляторы лишены такого недостатка Ni-Mh аналогов как эффект памяти. Соответственно их зарядка может осуществляться в любое время, независимо от действующего уровня.

Но батареи Li-Ion хуже работают в холодную погоду. Уже при температуре 10 С они начинают быстро разряжаться. Если работа по преимуществу идет на открытом пространстве, то лучше обойтись без трансформации. При наличии базовых навыков произвести замену шуруповерта на литиевые аккумуляторы можно своими руками.

Подготовительный этап

Спешка никогда не приведет к ожидаемому результату. Пошаговая инструкция по перемене элементов питания начинается с подготовительного этапа.

Перед началом работы необходимо определиться с числом используемых блоков в батарее, что существенно скажется на уровне итогового напряжения. Не менее важно правильно выбрать используемый литиевый компонент. Особого внимания заслуживает показатель разрядного тока и емкости. Не стоит забывать и о контроллере.

Характеристики детали сопоставляются с показателями номинального напряжения и тока разряда. Другими словами, чтобы собрать блоки питания 14В, потребуется контроллер с одинаковым уровнем напряжения.

Перевод шуруповерта Hitachi на литиевые аккумуляторы

Никель-кадмиевые элементы питания неудобны из-за своего «эффекта памяти», поэтому переход на литий-ионные АКБ целесообразен и выгоден.

Подготовка: подбор необходимых устройств, элементов

Аккумуляторный блок, потерявший свои рабочие качества, нужно разобрать. Половинки корпуса могут быть скреплены клеем и/или винтами, фиксаторами. Для разъединения проклеенного шва его осторожно простукивают резиновым молотком, чтобы половинки пластикового корпуса отделились друг от друга, но не треснули. Из вскрытого корпуса извлекают элементы, собранные в «кассету». Контактную площадку бережно отделяют, ее нужно будет закрепить на новых литиевых батарейках.

Новый Li-Ion аккумулятор для шуруповерта Hitachi требует покупки дополнительных комплектующих, при этом нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • Новые батарейки должны быть аналогичны старым по габаритам и величине напряжения.
  • Целесообразнее выбирать батареи, уже оснащенные пластинками из никеля, чтобы не затрачивать время на пайку.
  • Литий-ионный АКБ нуждается в BMS-плате (Battery Management System). Она равномерно распределяет энергию между банками, защищает устройство от резких сбоев напряжения, отключает его, если время зарядки превышено, или батарейки разрядились почти до нуля. Для защиты от перегрева к плате подключается термодетектор.
  • Для подключения кассеты к контактной площадке потребуется силовой изолированный провод подходящей толщины.

Переделка аккумулятора шуруповёрта на Li-Ion

Ничего нового я в этой статье не скажу, но просто хочется поделиться опытом апгрейда аккумуляторов моего старого шуруповёрта Makita. Изначально данный инструмент был рассчитан на никель-кадмиевые аккумуляторы (которые давно уже умерли, как умерли и купленные на смену такие же). Недостатки Ni-Cd известны: низкая ёмкость, небольшой срок жизни, высокая цена. Поэтому уже давно производители аккумуляторного инструмента перешли на литий-ионные батареи.

Ну, а что делать тем, у кого инструмент старый? Да всё очень просто: выбросить Ni-Cd банки и заменить их на Li-Ion популярного формата 18650 (маркировка обозначает диаметр 18 мм и длину 65 мм).

Какая нужна плата и какие нужны элементы для переделки шуруповёрта на литий-ион

Итак, вот мой аккумулятор на 9,6 В и ёмкостью 1,3 А·ч. При максимальном уровне заряда он имеет напряжение 10,8 вольт. Литий-ионные элементы имеют номинальное напряжение 3,6 вольта, максимальное – 4,2. Следовательно, для замены старых никель-кадмиевых элементов на литий-ионные мне потребуются 3 элемента, их рабочее напряжение будет 10,8 вольт, максимальное – 12,6 вольт. Превышение номинального напряжения никак не повредит мотору, он не сгорит и при большей разнице, беспокоиться не надо.

Литий-ионные элементы, как это всем давно известно, категорически не любят перезаряд (напряжение выше 4,2 В) и чрезмерный разряд (ниже 2,5 В). При таких превышениях рабочего диапазона элемент очень быстро деградирует. Поэтому литий-ионные элементы всегда работают в паре с электронной платой (BMS – Battery Management System), управляющей элементом и контролирующей как верхнюю, так и нижнюю границу напряжения. Это плата защиты, просто отсоединяющая банку от электрической цепи при выходе напряжения за границы рабочего диапазона. Поэтому помимо самих элементов, потребуется такая плата BMS.

Теперь два важных момента, с которыми я несколько раз неудачно экспериментировал, пока не пришёл к правильному выбору. Это – максимально допустимый рабочий ток самих Li-Ion элементов и максимальный рабочий ток BMS-платы.

В шуруповёрте рабочие токи при высокой нагрузке достигают 10-20 А. Поэтому и элементы нужно покупать такие, которые способны отдавать высокие токи. Лично я успешно пользуюсь 30-амперными элементами 18650 производства Sony VTC4 (ёмкостью 2100 мАч) и и 20-амперными Sanyo UR18650NSX (ёмкостью 2600 мАч). Они нормально работают в моих шуруповёртах. А вот, например, китайские TrustFire 2500 мАч и японские светло-зелёные Panasonic NCR18650B на 3400 мАч не годятся, они на такие токи не рассчитаны. Поэтому не надо гнаться за ёмкостью элементов – даже 2100 мАч более чем достаточно; главное при выборе – не просчитаться с максимально допустимым током разряда.

И точно так же, BMS-плата должна быть рассчитана на высокие рабочие токи. Я видел в YouTube, как народ собирает аккумуляторы на 5-ти или 10-амперных платах – не знаю, лично у меня такие платы при включении шуруповёрта сразу уходили в защиту. По-моему, это выброс денег. Скажу так, что сама фирма Makita ставит в свои аккумуляторы 30-амперные платы. Поэтому я пользуюсь 25-амперными BMS, купленными на Алиэкспрессе. Они стоят около 6-7 долларов и ищутся по запросу «BMS 25A». Поскольку нужна плата на сборку из 3-х элементов, то надо искать такую плату, в названии которой будет «3S».

Ещё один важный момент: у некоторых плат на зарядку (обозначение «С») и нагрузку (обозначение «P») могут идти разные контакты. Например, плата может иметь три контакта: «P-», «P» и «C-», как на родной макитовской литий-ионной плате. Такая плата нам не подойдёт. Зарядка и разрядка (charge/discharge) должны осуществляться через один контакт! То есть, на плате должно быть 2 рабочих контакта: просто «плюс» и просто «минус». Потому что наше старое зарядное устройство также имеет только два контакта.

В общем, как уже можно было догадаться, я со своими экспериментами выбросил массу денег как на неправильные элементы, так и на неправильные платы, совершив все ошибки, которые можно было совершить. Зато получил бесценный опыт.

Как разобрать аккумулятор шуруповёрта

Как разобрать старый аккумулятор? Есть аккумуляторы, где половинки корпуса крепятся винтами, но есть и на клею. Мои аккумуляторы как раз из последних, и я вообще долгое время считал, что их невозможно разобрать. Оказалось, что возможно, если у тебя есть молоток.

В общем, с помощью интенсивных ударов в периметр кромки нижней части корпуса (молоток с нейлоновой головкой, аккумулятор нужно держать в руке на весу) место склейки успешно разъединяется. Корпус при этом никак не повреждается, я уже 4 штуки так разобрал.

От старой схемы нужны только контактные пластины. Они прочно приварены к верхним двум элементам точечной сваркой. Отковырять сварку можно отвёрткой или плоскогубцами, но ковырять надо максимально аккуратно, чтобы не сломать пластик.

Всё почти готово для дальнейшей работы. Кстати, штатные термодатчик и размыкатель я оставил, хотя они уже не особо актуальны.

Но очень даже вероятно, что наличие этих элементов необходимо для нормальной работы штатного зарядного устройства. Поэтому настоятельно рекомендую их сохранить.

Собираем литиево-ионный акумулятор

Вот новые элементы Sanyo UR18650NSX (по этому артикулу их можно найти на Алиэкспрессе) ёмкостью 2600 мАч. Для сравнения, старый аккумулятор имел ёмкость всего 1300 мАч, в два раза меньше.

Надо припаять провода к элементам. Провода нужно брать сечением не менее 0,75 кв.мм, ведь токи у нас будут немалые. Провод с таким сечением нормально работает с токами более 20 А при напряжении 12 В. Паять литий-ионные банки можно, кратковременный перегрев им никак не повредит, это проверено. Но нужен хороший быстродействующий флюс. Я пользуюсь глицериновым флюсом ТАГС. Полсекунды – и всё готово.

Припаиваем другие концы проводов к плате согласно схеме.

На контактные разъёмы батареи я всегда пускаю ещё более толстые провода по 1,5 кв.мм – потому что место позволяет. Прежде чем их припаивать к ответным контактам, на плату надеваю отрезок термоусадочной трубки. Она необходима для дополнительной изоляции платы от аккумуляторных элементов. В противном случае острые края пайки легко могут протереть или проткнуть тонкую плёнку литий-ионного элемента и вызывать замыкание. Можно и не применять термоусадку, но хотя бы что-то изолирующее проложить между платой и элементами совершенно необходимо.

Контактную часть можно укрепить в корпусе аккумулятора парой капелек супер-клея.

Хорошо, когда корпус на винтах, но это не мой случай, поэтому я просто снова склеиваю половинки «Моментом».

Зарядка батареи производится штатным зарядным устройством. Правда, алгоритм работы меняется.

У меня есть два зарядных устройства: DC9710 и DC1414 T. И работают они теперь по-другому, поэтому я расскажу, как именно.

Зарядное устройство Makita DC9710 и литий-ионная батарея

Раньше заряд аккумулятора контролировало само устройство. При достижении полного уровня оно останавливало процесс и сигнализировало о завершении зарядки зелёным индикатором. Но сейчас контролем уровня и отключением питания занимается установленная нами схема BMS. Поэтому по завершении зарядки красный светодиод на зарядном устройстве просто выключится.

Если у вас именно такое старое устройство – вам повезло. Потому что с ним всё просто. Горит диод – идёт зарядка. Погас – зарядка завершена, аккумулятор полностью заряжен.

Зарядное устройство Makita DC1414 T и литий-ионная батарея

Здесь есть небольшой нюанс, который нужно знать. Это ЗУ поновее и предназначено оно для зарядки более широкого диапазона аккумуляторов от 7,2 до 14,4 В. Процесс зарядки на нём идёт как обычно, горит красный светодиод:

А вот когда аккумулятор (которому в случае NiMH-элементов положено иметь максимальное напряжение 10,8 В) достигнет 12 вольт (у нас же Li-Ion элементы, у которых максимальное суммарное напряжение может составлять 12,6 В), заряднику снесёт крышу. Потому что он не поймёт, какой именно аккумулятор он заряжает: то ли 9,6-вольтовый, то ли 14,4-вольтовый. И в этот момент Makita DC1414 войдёт в режим ошибки, попеременно мигая красным и зелёным светодиодом.

Это нормально! Ваша новая батарея всё равно зарядится – правда, не до конца. Напряжение будет составлять примерно 12 вольт.

То есть какую-то часть ёмкости с этим зарядным устройством вы упустите, но мне кажется, это можно пережить.

Итого модернизация аккумулятора обошлась примерно в 1000. Новый макитовский Makita PA09 стоит в два раза дороже. Причём мы в итоге получили вдвое большую ёмкость, а дальнейший ремонт (в случае нескорого выхода из строя) будет заключаться только в замене литий-ионных элементов.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Переделка шуруповерта «Makita» на литиевый аккумулятор

Есть «Makita» шуруповерт с аккумулятором емкостью 1,3 А/ч и напряжением 9,6 В. Чтобы сменить на нем источник питания на литий-ионный, потребуется 3 компонента 18650. Переделка предоставит старому инструменту новые возможности: увеличит продолжительность работы на одном заряде, добавит мощность, так как рабочее напряжение поднимется до 10,8 В.

Для конструкции потребуется использовать BMS, управляющий контроллер, поддерживающий режим работы литиевых элементов в рабочих пределах. С этим прерывателем зарядка каждой банки будет равномерной без превышения 4,2 В, нижнее напряжение 2,7 В. Здесь применяется встроенный балансир.

Параметры контроллера должны сопровождать работу инструмента при повышении рабочего тока до 10-20 А. Обеспечить работу без отключения сможет плата на 30 А Sony VTC4, рассчитанная на емкость 2100 А/ч. Из 20 амперных подойдет Sanyo UR18650NSX принимающие энергии 2600А/ч. Плата нужна для 3 элементов, что маркируется в классификации 3S. При этом в плате должно быть 2 контакта, плюс и минус. Если выводы имеют обозначения с буквами «Р-«, «Р», «С-», они предназначены для более поздних моделей шуруповертов.

Пошаговая инструкция переделки шуруповерта Makita на литиевые аккумуляторы выглядит так.

  • Разобрать аккумулятор на клею можно, если на весу обстукивать место соединения молотком с мягкой головкой. Направление удара вниз, в стык по нижней части корпуса.
  • Взять от старой сборки только контактные пластины, аккуратно отсоединив их от батареи. Датчик и размыкатель нужно оставить.
  • Спаять 3 элемента последовательно, пользуясь флюсом ТАГС и перемычками с изоляцией. Сечение провода должно быть больше 0,75 мм2.
  • Собрать схему с контроллером, и соединить блок питания с контактными разъемами проводами 1,5 квадрата.
  • Проверить работоспособность схемы и собрать корпус, снова посадив его на клей.

В шуруповерте со старым зарядным устройством DC9710 после окончания зарядки литиевого аккумулятора 18650 красный светодиод на панели выключится. За уровнем заряда следит встроенный контроллер.

ЗУ Makita DC1414 Т используют для зарядки источников питания на 7.2-14,4 В. Пока идет зарядка, горит красный свет. Но при зарядке литиевого аккумулятора, его напряжение не укладывается в стандарты солевых изделий, и после 12 В зарядное начнет мигать красным и зеленым. Но нужная зарядка уже есть. Шуруповерт готов к работе.

Переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы 18650

В этой статье вы узнаете как недорого переделать аккумулятор шуруповерта с Ni Cd на Li-ion аккумуляторы 18650, тем самым модернизировав аккумулятор шуруповерта, сделав его более мощнее и увеличив время автономной работы. Все этапы переделки подробно описаны, поэтому проблем возникнуть не должно, все необходимые компоненты указанны и доступны.

Необходимые компоненты для переделки

Для перебелки были использованы высокотоковые аккумуляторы 18650 ёмкостью 2500 мА/ч. Данные аккумуляторы имеют уже приваренные выводы для пайки, что очень удобно и ко всему прочему можно существенно сэкономить на батарейных отсеках. Заказать их можно в интернете, поставляются партией по 4 или 6 штук. Купить их можно по ссылкам ниже:

Так же для переделки понадобятся две платы BMS 12.6V 40A, покупал тут:

Зарядное устройство тоже нужно будет переделать и для этого понадобится модуль стабилизации напряжения и тока.

Купить стабилизатор можно по ссылке ниже:

На момент переделки, все компоненты (на две батареи) обошлись всего 1100, это на много дешевле чем купить новый аккумулятор для шуруповерта, в котором будут стоять всё те же Ni Cd аккумуляторы. Посмотрев цены в интернете, я обнаружил что одна батарея стоит от 1200, а для переделки ДВУХ батарей, я потратил всего 1100! Все ссылки на компоненты так же можно найти в конце статьи!

Переделка аккумулятора

Первым делом нужно аккуратно разобрать корпус аккумулятора и выбросить старые Ni Cd аккумуляторы.

Затем необходимо отсоединить клемму питания аккумулятора.

К неё нужно припаять два провода, желательно с крупным сечением, в данной переделки были использованы провода сечением 4 мм² и длиной примерно 100 мм. На фото выше можно заметить красный провод, оставлен он был для того, что бы не перепутать полярность, к этому проводу желательно тоже припаять красный провод, что бы избежать неприятностей и вы точно будете знать что это

К блестящему контакту нужно припаять минусовой провод:

Затем нужно вставить клемму с припаянными проводами обратно в корпус на своё место, обязательно соблюдая полярность!

Для фиксации клеммы, можно залить вовнутрь стакана термоклей, более лучшего варианта фиксации я не нашел, тем более что держит он очень хорошо!

Теперь можно приступить к пайки аккумуляторов. Снимаем с аккумуляторов термоусадочную трубку и сгибаем их таким образом что бы можно было их спаять последовательно.

Далее наносим термоклей на ту сторону получившейся батареи, где контакты торчат на верх и приклеиваем плату BMS как показано на фото ниже. Обратите внимание, что плюс и минус платы и батареи, находятся друг на против друга.

Затем загибаем контакты батареи на контакты платы и припаиваем их, начиная с минуса!

К контакту платы B1 припаиваем короткий провод, другой конец которого припаиваем к месту соединения аккумуляторов!

К контакту B2 так же припаиваем короткий провод, другой конец которого, припаиваем к месту соединения аккумуляторов на противоположной стороне!

Ну и в конце, припаиваем последний, плюсовой контакт.

Теперь осталось соединить клеммы корпуса с получившейся аккумуляторной батареей, для этого припаиваем красный провод к контакту P, а синий, минусовой провод, к контакту P-.

На этом переделка аккумулятора закончена! Осталось закрепить изготовленную батарею и поставить на место вторую часть корпуса. На переделку двух аккумуляторов было потрачено не больше часа времени и как говорилось выше, 1100 денег. После тестов, шуруповёрт стал работать ни хуже чем с заводской батареей и я бы сказал, на много лучше, в плане мощности и заряд держится дольше. Всем советую переделать свои старые батареи! ))

Купить Плату BMS 12.6V 40A Купить Аккумуляторы Samsung 18650 2500 mah 6 шт.Купить Аккумуляторы Samsung 18650 2500 mah 4шт.Купить Модуль стабилизации напряжения и тока Купить Платы 3 S 25A Li-Ion 18650 BMS Купить Гнездо для подключения зарядного Купить Паяльник

Для тех, у кого нет желания переделывать зарядное устройство, то по ссылке ниже, можно купить уже готовое.

Переделка аккумулятора EB1414S шуруповерта DS14DVF3 на Li-Ion и переделка на Li-Ion и понижение тока в зарядном Hitachi UC18YG

Переделка аккумулятора EB1414S шуруповерта Hitachi DS14DVF3 на Li-Ion литиевые аккумуляторы и соответственно переделка на Li-Ion и понижение тока в зарядном Hitachi UC18YG.

Убираем севшие за годы службы Ni-Cd акки из корпуса EB-1414S и запаиваем внутрь аккумуляторы 18650 Li-Ion (5 шт x 4.2V = 21V).

Почему 21V, а не типа как положено Ni-Cd 12шт x 1.44V=17.28V и нужно ставить около 4шт Li-Ion x 4.2V = 16.8V максимум? Потому что качество схемы и мотора шуруповёрта высокое, и он отлично держит повышенное на 21% напряжение, а мощность соответственно на 47%, тем более пусковой ток ограничивается схемой и регулятором оборотов (кнопка при легком нажатии даёт медленные обороты, а при сильном высокие).

В зарядном меняем стабилитрон ZD2 на BZX55C20 (на 20V), а переменный резистор VR1 (он там один с желтой крутилкой крестиком) заменить на постоянный 300кОм, в итоге зарядное будет заряжать аккумулятор током 400mA, показывая красным светодиодом заряд до 21V (вплоть до 21V дозаряжает аккумулятор капельно, пониженным током, как и надо Li-Ion).

После переделки проверяем напряжение на контактах зарядного без аккумулятора, это 20.6 21.0 V (прыгает раз в секунду). Если напряжение выше 21V лучше подобрать стабилитрон ZD2 на чуть меньшее напряжение. При установке севшего аккумулятора ток зарядки проверять на R15 резисторе 0.1Ом (измерительный для тока), при зарядном токе 0.4А напряжение на нём будет 40 миллиВольт (0.04V).

  • Li-Ion акк в два раза легче, чем Ni-Cd и мощнее крутят, на 47%.
  • Ёмкость. Если у вас обычно на Ni-Cd 1500mAh работают один день, то на таком же Li-Ion 2200mAh проработают полтора дня.
  • В результате зарядки небольшим током 0.4A время службы акка Li-Ion будет 4-5 лет, то есть в два раза больше, чем был на бывшем родном 2.6A ускоренном заряде Ni-Cd (2-3 года) отсечка по перегреву! акков при каждой зарядке.
  • Красный индикатор по окончании заряда не гаснет, а само зарядное достаточно теплое снизу, даже без аккумулятора (в дежурном режиме его лучше не оставлять включенным, чтобы не ело электроэнергию).
  • Дольше время заряда 2200mAh аккумулятора Li-Ion, током 0.4А около 6 часов.
  • Естественно, на морозе Li-Ion аккумуляторы теряют способность работать намного быстрее и сильнее, чем Ni-Cd, но стоимость новых Ni-Cd 1500mAh аккумуляторов больше цены переделки.
  • В схеме аккумулятора нет балансира для литиевых аккумуляторов, чтобы не было перезаряда выше 4.2V, так что в акк нужно ставить одинаковые по ёмкости аккумуляторы.

Не рекомендуется: Даже немного переразряжать Li-Ion аккумуляторы (то есть при потере мощности шуруповерта (разряде) категорически запрещается убивать переделанный Li-Ion аккумулятор в хлам (доделать дело до конца) а в реальности из-за своей лени или гонки сажать аккумулятор в ноль. Если время жмёт, то важнее хотя бы немного зарядить аккумулятор и добить строительный вопрос уже не убивая аккумулятор. Ведь Li-Ion акки более склонны к потери емкости при сильных разрядах (Ниже 3.6V на акк, а тут x 5шт = 18V).

Важно подписать всё переделанное ярким маркером, 21V Li-Ion, к примеру 2200mAh, также категорически запрещается САЖАТЬ В ХЛАМ, чтобы не совали в другие зарядные и не спалили ничего.

Также важно взять за принцип: поработал шуруповёртом, и обязательно поставил акк на зарядку.

Где взять 5 шт аккумуляторов Li-Ion 4.2V ?

  • Севший завалявшийся соседский аккумулятор из старого разбитого ноутбука.
  • Можно пойти в любую ноутбучную мастерскую и попросить у мастера дохлые ноутбучные аккумуляторы: (там обычно даже 6 шт 18650, новые около 2200mAh, и за 5 лет обычно пару 18650 умирает, а 4 шт из них не теряют ёмкость ниже 1300 mAh). Тестировать аккумуляторы можно на устройстве BT-C3100 V2.2 по ёмкости и по внутреннему сопротивлению, чем больше ёмкость и чем меньше сопротивление, тем лучше акки. В акк шуруповёрта важнее подобрать одинаковые по ёмкости литиевые аккумуляторы. Если внутреннее сопротивление Li-Ion акка выше 500 миллиОм, а 5 штук выше 2500 миллиОм (2.5 Ом), то они не будут тянуть шуруповёрт.
  • Купить на алиэкспрессе из Китая (только не китайское фуфло 4200mAh-6000mAh, на деле 800mAh.) можно реальные фирменные Panasonic NCR18650B 3400mAh с возвратом кэшбека по программе http://epngo.bz/cashback_index/uzlpel. Уж они то будут тянуть реально в два с лишним раза дольше, чем оригинал EB1414S. 1500 mAh.

Оставляйте комментарии, у кого что получилось.

Пособие для переделки шуруповёрта и зарядки на Li-Ion. Легкое понижение тока в MT3608 для зарядки переделанных Ni-Cd в Li-Ion аккумуляторов для шуруповёрта

Если у Вас есть (или завалялся у знакомых) старый шуруповёрт на Ni-Cd и все аккумуляторы сели, да ещё зарядное сломалось (сгорело), закажите на али плату MT3608 за 40р, поищите старое зарядное устройство от сотового телефона (у всех навалом) и старые аккумуляторы от ноутбука (из них нам нужны аккумуляторы Li-Ion 18650).

Сегодня мы будем переделывать старый шуруповёрт с никель-кадмиевых аккумуляторов на литий-ионные, и соответственно модифицировать его зарядное устройство.

Нестандартная переделка Hitachi на литий-ион!

Всё легко переделывается. Начнём с аккумуляторов.

Если шуруповёрт был на 12В, нам будет нужно 4 аккумулятора 18650 (16.8В максимум), если на 14.4В 5 шт (21В максимум), если на 18В то 6 шт (25.2В максимум). Запас прочности электродвигателя и других механизмов в шуруповёрте большой, а нам повышение мощности не помешает.

Сначала тестируются аккумуляторы 18650 Li-Ion, если есть из чего выбирать, подбираются с одинаковой ёмкостью. Дорого и точно это можно сделать с помощью прибора BT-C3100 V2.2 или аналогичного. Заводская ёмкость аккумуляторов 18650 из ноутбуков 2000-2200 мАч, написана на них, если нет, то можно делить на 2 ёмкость, написанную на шильдике бучного аккумулятора. Прогонка будет лучше, если дать 3 цикла заряд/разряд. Если замеренная ёмкость на 5-10% ниже написанной, то допустимо, если же ёмкость сильно ниже то аккумуляторы потеряли ёмкость. Также замеряем в приборе внутреннее сопротивление аккумуляторов и оно тоже должно быть одинаковым.

Без точных приборов достаточно зарядить Li-Ion 18650 аккумуляторы до 4.2V в любой подходящей к ним зарядке с ограничением по напряжению, дать одинаковую нагрузку и через одинаковое время замерить на них напряжение. Если упало до одинаковых величин, то нормально. Например, нагружаем полностью заряженный 18650 на нагрузку 3-5 Ом (ток от 1.5 до 0.8 А), и через одинаковое время (к примеру три минуты) меряем, сколько осталось от 4.2В под нагрузкой и без нагрузки. Если конечное напряжение под нагрузкой и без нагрузки одинаково, аккумуляторы подходят. Это говорит об одинаковой нагрузочной способности и одинаковом внутреннем сопротивлении.

Из корпуса сменного аккумулятора выкидываем старые севшие/замкнувшие Ni-Cd аккумуляторы, и запаиваем вместо них Li-Ion на требуемое нам напряжение. У самих аккумуляторов Li-Ion лучше оставить плоские соединители от ноутбука, но, если всё же будете паять к Li-Ion провода, место пайки охлаждайте обдувом, паяйте быстро с флюсом или кислотой, чтобы уменьшить время нагрева поверхностей аккумулятора, во избежание выхода из строя. Провода для пайки берите от старого компьютерного БП, или толще.

Лучше будет, если аккумуляторы припаять через плату балансира зарядки: 4S или 6S balance protection board, она не даст аккумуляторам перезарядится выше 4.2V. Также через такую плату будут лучше заряжаться разноёмкостные аккумуляторы, но в случае разных аккумуляторов будут намного быстрее деградировать менее ёмкие, потому как они будут разряжаться ниже минимального напряжения 2.8V, в то время как на более ёмких ещё будет запас напряжения. Шуруповёрт ещё крутит, но более слабые аккумуляторы уже деградируют.

Затем проверяем, как крутит шуруповёрт на Li-Ion акках, обычно это повышение мощности на 20-40% и уменьшение веса сменного аккумулятора.

Теперь переходим к переделке зарядки, особенно, если она сгорела, или её нет. У разных фирм они разные, Bosch, Shturm, Hitachi, всё разное. Из корпуса зарядки можно достать всю начинку, кроме клеммной колодки. По большому счету, нам нужна только клеммная колодка для подключения сменного аккумулятора. Конечно же, в корпусе всё будет лучше. Мне было слишком много тока от тяжелого трансформатора, и он был тяжел, поэтому я нашел ему лучшее применение (в лабораторный БП).

Припаиваем выход зарядного для сотового к плате MT3608 на VIn контакты, плюс, минус. Включаем, подкручиваем резистор до нужного нам напряжения на выходе, это 16.8, 21 или 25.2В соответственно, какой у вас аккумулятор Li-Ion.

MT3608 это Step Up (повышающий) конвертер напряжения с широтоимпульсной модуляцией, на обычных платах выходной конденсатор нужно перепаять на большой контакт выхода VOut и соответственно зачистить землю рядом с ним для припайки конденсатора. Это недоделка китайцев, плата худо работает с завода.

Делаем ограничение тока заряда, для этого нам нужен резистор 5-15 Ом и самый простой и мелкий диод. Припаиваем провод плюса VOut напрямую к клеммной колодке на плюс аккумулятора. А VOut- через резистор в минусовом проводе. С измерительной точки резистора диод (анодом) мы припаяем (катодом с полоской) на сигнал FB микросхемы, это 3-й контакт MT3608, мелко, но он прозванивается на потенциометре с другой стороны платы, куда легче паять.

Подключаем аккумулятор на зарядку и проверяем ток заряда, это будет от 50 мА (15 Ом) до 200 мА (5 Ом). Соответственно ток с сотовой зарядки будет, к примеру 50мА(21В/5В/КПД) =300мА, а для 200мА(21В/5В/КПД)=1200мА (может быть слишком большим, не каждая сотовая зарядка это потянет). Проверяем зарядку, если она греется или напряжение с неё проседает с 5В до 2.5В, то следует уменьшить ток, во избежание перегрева.

Вы спросите, почему такой маленький ток зарядки, ведь будет долго заряжаться. Первый момент, при больших токах заряда, близких к 1.0C (С-ёмкость Li-Ion аккмулятора), время заряда около часа, аккумулятор точно умирает через 1-2 года таких зверств. Второе, даже старые Li-Ion аккумуляторы имеют свойство восстанавливаться при низких токах зарядки (если конечно химия не потекла и не вздулись), и зарядка низким током точно продлит жизнь аккумулятора. Можно посмотреть https://www.YouTube.com/watch?v=ep8o8DVPz_0 для изучения вопроса.

Плюсы: бОльшая ёмкость Li-Ion аккумуляторов, повышенная мощность шуруповёрта, лёгкий вес, бОльшее время службы. Минимум переделок, легкодоступные детали. Если трансформатор в зарядном рабочий, то это бонус (для лабораторного БП).

Минусы: долгое время полного заряда (10-20 часов). Крайне не желательно сажать Li-Ion аккумуляторы ниже 3V на ячейку, то бишь делать полный разряд (когда шуруповёрт крутит значительно слабее), Li-Ion аккумуляторы намного ранее теряют ёмкость на холоде, уже при 0 градусов шуруповёрт мало проработает (Можно одеть перчатку или платок или ша только на аккумулятор шуруповёрта для непродолжительной работы на холоде, или отогревать только аккумулятор в помещении на отопительной батарее).

Крайне не советую покупать дешевые яркие китайские аккумуляторы в магазинах, их ёмкость значительно меньше заявленной! Уж лучше на али взять NCR18650B Li-Ion 3400 мАч Panasonic (4шт 1100р), они реальные.

Вместо зарядки от сотового можно брать 5В или 12В с компьютерного БП или БП от роутера/модема.

Как-то мне попалась очень слабая китайская зарядка от сотового. Написано 5В, 450мА. Даже при 21V 50 мА, MT3608 перегружало зарядку и напряжение на выходе падало до 2В, зарядка закипала. Что пришлось переделать:

Сначала я сделал ограничение напряжения начала преобразования Uвх для MT3608 (чтобы конвертер не переводил БП зарядного в состояние 2В 2А, когда всё начинало сильно грется и сгорать). На схеме из простых деталей резистор R2 можно заменить подстроечником на 1-10-100кОм (оптимально 10к и R1 10к тогда). Это дало возможность заводится StepUp конвертору только от повышенного входного напряжения, максимальный ток для китайской зарядки был при напряжении 4.3 В, если чуть повысить подстроечником, работа конвертера прекращалась и напряжение подскакивало до 5В.

Ещё захотелось поднять зарядный ток, 21V 80 мА было мало.

Чем выше напряжение на вторичной обмотке высокочастотного трансформатора преобразователя БП зарядки, тем больше мощности можно снять при одинаковом токе (а максимальный ток зависит от сечения провода), но можно дойти до перенасыщения или перегрева трансформатора, и схема БП может уходить в защиту или сгорать.

На выходе в БП зарядки есть оптрон обратной связи и стабилитрон на 3-4 Вольта или резисторы для стабилизации 5.2В. Мне повезло и попалось зарядное в том числе и с защитным стабилитроном на 7.5В, который я запаял вместо измерительного стабилитрона, и получил на выходе зарядного 9В. Выше 10В зарядное для сотового лучше не разгонять, обычно на 11-12 вольтах идёт срыв стабилизации.

В итоге подкрутил ограничение потребления входного напряжения на 8.2 вольта, получил на выходе конвертера 21V 140мА, в итоге 13 часов заряда для моих 2000мАч аккумуляторов 18650 нормально.

Тэги: из подручных деталей, можно везде найти, легкодоступные, легко переделать, простота, проще, когда ничего нет.

Оставляйте комментарии, делитесь опытом, советуйте, у кого что получилось, как лучше переделать. Если снимите видео по переделке, выложите сюда ссылку.