Пилы

Пила для каких объектов разрабатывается

Содержание

для вычерчивания объектов

Избрать режущие кромки, потом избрать обрезаемый объект.

Выводится ли координатная сетка на плоттер и на принтер Не выводится

Действия для построения изометрической проекции пирамиды строится проекция основания и высота пирамиды

Динамическое вращение трехмерной модели осуществляется командой 3DCORBIT

для вычерчивания объектов.

Для каких графических примитивов команда «Обрезать» не применима Для блокированного объекта

Для показа вида сверху объекта пользуются командой 1

Для чего предназначена следующая команда в AutoCAD создания размерного стиля

Для чего предназначены команды данной панели инструментов в AutoCAD. для вычерчивания объектов

Для чего предназначены команды данной панели инструментов в AutoCAD для создания видовых экранов на макетах листов

Для чего служит команда «Удлинить» в системе AutoCAD Продлевает отрезки, не замкнутые поликосильной лески и дуги до пересечения с указанной границей.

Замораживание слоя происходит по щелчке на пиктограмме Freeze

Значение команды «Блок» в системе AutoCAD Возможность создания библиотек типовых графических элементов для последующей их вставки.

Изменяется ли масштабный коэффициент оси У при изменении масштабного коэффициента оси Х в команде Вставить Да, изменяется и становится аналогичным масштабным коэффициентом, что и ось Х

К какому виду редакторов относится AutoCAD векторному

Как вычерчиваются отрезки, если в команде «Режим ОРТО» задана опция ON Только параллельно осям координат.либо горизонтально, либо вертикально

Как просмотреть список всех библиотечных типов косильной лески в команде «Типы косильной лески» Меню Формат – Типы косильной лески;

Как строится окружность по умолчанию в системе AutoCAD Используя центр

Какая из команд не меняет размеров объекта в AutoCAD 1.

Какая из команд предназначена для создания многострочного текста в AutoCAD 1

Какая из панелей инструментов предназначена для простановки размеров в AutoCAD 2

Какая из перечисленных команд используется для получения пересечения объектов в AutoCAD 3

Какая клавиша прерывает выполнение предыдущей командыEsc

Какая команда используется для создания блока в AutoCAD 4

Какая команда обеспечивает возможность интерактивного понорамирования изображения Pan

Какая команда позволяет автоматически начертить отрезок, соединяющий последнюю указанную точку отрезка с точкой первого отрезка Замкнуть

Какая команда разбивает блок на составляющие его объекты Explode

Какие действия выполняет команда «СВОЙСТВА» в AutoCAD дает сведения о выбранных объектах

Какими клавишами можно остановить циклическую команду Esc, Enter

Какова последовательность выборки объектов при работе с командой «ОБРЕЗАТЬ» в AutoCAD выбрать режущие кромки, затем выбрать обрезаемый объект

Какова функция команды «Копировать» Создание копии выбранных объектов

Какова функция команды «Список масштабов» Изменение масштабного коэффициента чертежа;

Какова функция команды Штриховка Штрихование

Каково назначение команды Зеркало Создает симметричное изображение объектов относительно задаваемой оси симметрии.

Какое значение угла поворота принято по умолчанию в команде Вставить 0

Какое количество объектов можно перемещать при помощи команды Перенести Столько, сколько выделено объектов.

Какое расширение имеют файлы AutoCAD. dwg

Какое число рядов и столбцов принято по умолчанию при выполнении команды Массив 4 ряд, 4 столбец

Какой инструмент делает элементы слоя невидимыми 1

Какой командой пользуются для переноса начала координат в указанную точку в AutoCAD 1

Какой символ используется для ввода полярных координат в AutoCAD

Какую объектную привязку в AutoCAD используют для нахождения пересечения линий 3.

Какую операцию выполняет следующая команда в AutoCAD для растяжения или сжатия чертежа.

Какую функцию выполняет команда «Сопряжения» Позволяет выполнить сопряжение двух отрезков

Какую функцию выполняет команда Фаска Обрезает две пересекающиеся прямые на заданном расстоянии от точки пересечения и замыкает усеченные части.

Команда Break осуществляет разрыв объектов

Команда MIRROR3D осуществляет зеркальное отображение объектов

Команда обеспечивающая формирование эллипса Ellipse

Команда осуществляющая перемещения объектов MOVE

Команда предназначенная для формирования облака Revcloud

Команда фомирующая параллепипед BOX

Команда формирование отрезка Line

Команда формирующая ассоциативную штриховку Bhatch

Команда формирующая многострочный текст Mtext

Команда формирующая однострочный текст Dtext

Команда, осуществляющая отсечение объектов TRIM

Команда, осуществляющая отсечение объектов TRIM

Команда, позволяющая создавать горизонтальные, вертикальные или повернутые размеры Dimlinear

Командра, предназначенная для объединения объектов и создает сложный объект который занимает суммарный объем всех его составляющих NION

Крупнейший в мире поставщик программного обеспечения и услуг для промышленного и гражданского строительства, машиностроения, геоинформатики Autodesk

Лента инструментов состоит из следующих вкладок все ответы верны

Лидирующая в мире платформа программного обеспечения двух и трехмерных систем автоматизированного проектирования (САПР) autocad

Масштабирование осуществляет команда SCALE

Можно ли вставить блок как редактируемый из списка блоков командой Вставить Да

Можно ли установить цвет вновь создаваемых примитивов Да

На сколько языков сегодня переводится AutoCad 18

Наиболее быстрый способ точно указать на объекте, не обязательно зная ее координаты, а также построить вспомогательные косильной лески Объектная привязка

Настройка отображений нескольких окон Окно

Окно AutoCad состоит из следующих интерфейсных областей все ответы верны

Окно начало работы (Startup) содержит четыре кнопки открытие чертежа, простейший шаблон, по шаблону, вызов мастера

Операция зумирования осуществляется командой Zoom

Организационно-техническая система предазначена для автоматизации процесса проектирования, состоит из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации и его деятельности САПР

Организационно-техническая система, предназначенная для автоматизации процесса проектирования, состоящая из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности САПР

Отмена последнего выполненного отрезка в команде отрезок Отменить;

Параллельный размер создается с помощью команды Dimaligned

Под каким именем увидела свет в 1982году программа AutoCad MicroCad

Последняя версия программы AutoCad 2012 была выпущена под номером 18.2

Построение дуги производится путем указания точек начальной, промежуточной, конечной

При помощи какой команды можно растянуть выделенную часть объекта Растянуть

При помощи какой команды нельзя обрезать объекты в AutoCAD 2.

При помощи какой опции можно выполнить прямоугольный массив в команде «Массив» Прямоугольный массив

Пространство AutoCad где формируются модели объектов как при двумерном так и при трехмерном моделировании Model Space

ПСК (UCS) – это аббревиатура, обозначающая систему координат пользовательскую

Пункт в Строке Меню, который содержит команды для получения справочной информации по AutoCad Help (справка)

Пункт в Строке Меню, который содержит команды для управления системой, настройки параметров черчения Tools (сервис)

Расшифровка AutoCad выглядит так Automated Computer Aided Drafting and Design

Расшифровка AutoCad выглядит так Automated Computer Aided Drafting and Design

С помощью 3DFLY можно выполнить команду, котораявыполняет облет чертежа

С помощью 3DFLY можно выполнить команду, котораявыполняет облет чертежа

С помощью 3DWALK можно выполнить команду, которая выполняет обход чертежа

Символ @ используется для ввода относительных декартовых координат точки

Система AutoCad готова к выполнению новой команды, если в командной строке имеется запрос Command:

Сколько пунктов содержится в строке меню AutoCad 11

Сколько способов построения дуги существует в системе AutoCAD 11

Сколько способов построения окружности существует в системе AutoCAD 6

Сколько сторон могут иметь многоугольники равной длины от 3 до 1024

Совокупность связанных объектов рисунка, обрабатываемых как единый объект Блог

Совокупность связанных объектов, обрабатываемых, как единый объект называют блоком

Содержит команды для нанесения размеров чертежей Размер

Содержит команды для работы с файлами чертежей: Открытие, сохранение, печать, выход из AutoCad Файл

Трехмерные декартовы координаты x, y, z

Установка единиц измерения чертежа выполняется в диалоговом окне Единицы чертежа, которая вызывается командой Формат → Единицы

Функция команды Панорамирования Перемещение текущего видового окна экрана по всему чертежу.

Через какое меню можно установить формат листа Раскрывающиеся меню Формат

Что из перечисленного не входит в состав ГИП AutoCad адресная строка
Какая из ниже перечисленных функциональных клавиш отвечает за включение привязки на чертеже F3
Область окна приложения AutoCad, через которую происходит диалог пользователя с системой – это окно командных строк
Координаты, задающие смещение от последней введенной точки – это относительные координаты
Команда управления экраном, отвечающая за задание количества прямолинейных сегментов для отображения окружностей, дуг и эллипсов – это НАСТРВИД
Пиктограмма отвечает за привязку к точке на окружности или дуге, которая при соединении с последней точкой образует касательную
Какой из нижеперечисленных переключателей команды Автопривязка отвечает за автоматическое перемещение курсора в точку привязки Магнит
Для добавления объектов в набор используется клавиша Shift
С помощью какого примитива можно нарисовать закрашенную окружность КОЛЬЦО
Что из перечисленного входит в состав ГИП AutoCad верные ответы В и С
Какая из ниже перечисленных функциональных клавиш отвечает за включение ОРТО на чертеже F8
Панель, предназначенная для работы со слоями и типами линий – это строка свойств объектов
Способ исполнения команды, который вводится либо с клавиатуры, либо из меню – это ключевое слово
Команда управления экраном, предназначенная для отображения необходимой части чертежа – это ПАН
Пиктограмма отвечает за привязку к ближайшей конечной точке косильной лески или дуги
Какой из ниже перечисленных переключателей команды Автопривязка отвечает за отображение значка с названием привязки Подсказка
Выбор объектов, которые находятся внутри или пересекают контур рамки можно осуществить с помощью команды Секрамка
Что такое набор выбранная группа объектов
Сколько точек необходимо для построения множества лучей с помощью команды ЛУЧ 1.
Графический редактор — это программный продукт, предназначенный для создания и обработки изображений

Что находит режим привязки «Касательная» Касательные точки

Что полезно применять, когда требуется редактирование объектов, расположенных на определенных слоях, с возможностью просмотра объектов на других слоях Блакировка слоев

Что такое Автокад Графический редактор

Что такое атрибуты блока текстовые элементы блока

Шаблон чертежа сохраняется в файле формата dwt

Эта команда осуществляет вставку в текущий чертеж предварительно определенных блоков или существующих файлов рисунков в качестве блока Insert

Этот режим используется в сочетании с другими режимами объектной привязки и относительными координатами Смещение

На кого возлагается ответственность по разработке паспорта безопасности?

Процессом разработки документа обязано заниматься руководство организации.

Возможно привлечение специализированной организации на контрактной основе. Разработка документа осуществляется по состоянию начала каждого года, после чего редактируется и дополняется при изменении характеристик объекта, в случае смены собственника объекта, документ заново подлежит разработке.

Как долго длится процесс?

Средние сроки разработки документа составляют 30 дней. Силами специализированных компаний возможно сократить срок до недели. Значительную роль в согласовании играет межведомственное взаимодействие между отделами органов исполнительной власти.

Какими законами регламентируются требования о паспорте ОПО?

Основные требования к разрабатываемому документу устанавливаются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный Закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ;
  • Федеральный Закон от 21 июля 1997 № 117-ФЗ.
  • Решением Совета Безопасности, протокол от 13 ноября 2003 г. № 4;
  • Распоряжением Ростехнадзора от 11 апреля 2016 года N 144,
  • Приказом МЧС РФ от 04.1 1. 2004 N 506, от 25.10.2004 № 484.

Какие штрафы предусмотрены

Согласно действующему законодательству, документ должен согласоваться с профильными ведомствами МЧС. Согласно КоАП РФ на данный момент за отсутствие паспорта безопасности грозит штраф:

  • Юридическим лицам. от 100000 до 1 млн. руб., или прекращение деятельности организации до 90 дней.
  • Должностным лицам. от 30-50 тысяч рублей, или прекращение деятельности от 1 года до 3 лет.

Из каких разделов состоит документе?

Документ состоит из следующих разделов и приложений:

  • Общая характеристика опасного объекта;
  • Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций;
  • Характеристика аварийности и травматизма;
  • Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • Ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

Для каких объектов необходим паспорт безопасности

Определение и классификация опасных производственных объектов (ОПО) регламентируются Федеральным Законом РФ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Исходя из положений указанного Закона, к опасным производственным объектам относятся производственные объекты, в ходе деятельности которых существует повышенный риск возникновения аварий или инцидентов (аварийных случаев).

На данный момент существует четыре класса ОПО, установленные на основании критериев уровня потенциальной опасности, указанных в Приложении 2 N 116-ФЗ:

  • I класс опасности – чрезвычайно высокий риск опасности на производстве;
  • II класс опасности – высокий риск опасности на производстве;
  • III класс опасности – средний риск опасности на производстве;
  • IV класс опасности – низкий риск опасности на производстве.
READ  Бензопила Stihl Ms 180 Описание

Присваиваемый класс опасности ОПО регистрируется в государственном реестре после согласования между представителями уполномоченных органов исполнительной власти.

Руководство организации, которая эксплуатирует ОПО, обязано предоставить полную и достоверную информацию об объекте производственной опасности для регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ.

Согласно нормативно-правовым актам РФ, для каждого ОПО необходимо разработать паспорт безопасности объекта.

объект, разрабатывать

Паспорт безопасности ОПО является информационно-справочным документом, содержащий сведения о готовности объекта к ликвидации аварийных ситуаций и разработанные меры по их предотвращению. Паспорт безопасности объекта разрабатывается для объектов, где производят, перерабатывают, используют, хранят, уничтожают опасные по химическим и биологическим признакам вещества.

Единственным исключением являются Вооруженные силы РФ.

Существуют калькуляторы расчета стоимости составления, а также выкладка информации о факторах, от которых зависят сроки и стоимость услуг.

Предоставление услуги должно осуществляться силами профессионалов с многолетним опытом взаимодействия с государственными органами данной сфере.

Для каких объектов разрабатывается пожарная декларация

Для каких объектов разрабатывается пожарная декларация.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается для объектов капитального строительства, включая следующие объекты:

объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);

гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

косильной лески электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

уникальные объекты (объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик):

Также декларация пожарной безопасности разрабатывается для зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Декларация пожарной безопасности не разрабатывается…

Декларация пожарной безопасности не разрабатывается для следующих объектов:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, перечисленных ранее в явном виде;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, перечисленных ранее в явном виде.

Локальные системы оповещения на опасных объектах: некоторые вопросы и ответы

Рубрика:

ООО «Промэнергобезопасность»:

Ивашова Н.С.,
исполнительный директор;

Мухаметдинов Р.Р.,
начальник отдела;

Богданов А.А.,
ведущий инженер;

Вишницкий В.Н.,
ведущий инженер;

Салащенко С.И.,
ведущий инженер

Какие объекты необходимо оснащать ЛСО?
ЛСО являются важнейшим элементом системы по предупреждению и ликвидации последствий аварии. Их построение и основные требования были определены Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года и «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года. Речь в них идет о потенциально опасных объектах. Еще одним регламентирующим документом является Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (Пос­тановление № 178).
Нельзя смешивать такие понятия, как потенциально опасные объекты и ОПО. Это термины из двух разных направлений государственного регулирования в области техногенной безопасности. Тем не менее Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» определен перечень объектов, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности ЛСО. В частности, им определено, что организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Где изложены требования к техническим средствам ЛСО?
Существует целый ряд законов РФ, правил и норм, регламентирующих информирование населения. Однако основные требования к техническим средствам оповещения, применяемым при проектировании, развертывании и эксплуатации ЛСО, изложены в том числе в Методических рекомендациях МЧС России.

Каковы задачи ЛСО?
Перечень задач ЛСО определен в методических рекомендациях МЧС. Первостепенная задача ЛСО — обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей ОПО; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Кто должен создавать ЛСО?
Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (Постановление № 178). Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года организации, органы самоуправления, а также органы государственной власти субъектов РФ должны финансировать системы оповещения и поддерживать их в исправном состоянии.

Как ЛСО интегрируется с территориальными системами субъекта Федерации?
При создании локальных систем оповещения необходимо обязательно предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта РФ, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. Если зона действия поражающих факторов в случае ЧС не выходит за пределы территории предприятия, то локальная система оповещения создается только на его территории и в дальнейшем интегрируется с Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) через единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) муниципального района.
Кроме того, локальные системы оповещения также интегрируются с РАСЦО через ЕДДС.

На какой стадии работ по созданию ОПО определяется конфигурация ЛСО?
Необходимые технические средства оповещения определяются в ходе разработки проектной документации из расчета показателей гарантированного оповещения органов управления, сил РСЧС, в том числе с учетом развития информационно-телекоммуникационных систем в субъекте РФ и программно-аппаратного сопряжения автоматизированных систем оповещения на всех уровнях.
Надо ли согласовывать техническое решение ЛСО с МЧС?
Перечень предприятий заводов-изготовителей оборудования для ЛСО определен, их оборудование прошло испытания и государственную сертификацию в МЧС России. Нет необходимости при проектировании ЛСО заниматься согласованием и проводить опытные испытания.

Каковы санкции за отсутствие ЛСО?
Согласно ст. 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Что делать с уже существующими ОПО?
Они должны быть оборудованы ЛСО в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне». Согласно ему организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, должны создать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС, ПЛА)

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах (ПЛАС) – это документ, разрабатываемый и утверждаемый согласно РД 09-536-03 на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.

Разработка ПЛАС, согласно статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», необходима для организаций и предприятий, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

ПЛАС разрабатывается с целью:

Оперативная часть и расчетно-пояснительная записка должны быть оформлены в виде отдельных переплетенных книг и утверждены техническим руководителем организации.
ПЛАС пересматривается и уточняется не реже, чем раз в пять лет, в случаях изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии. ПЛАС вводится в действие только после положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и регистрируется территориальным органом Ростехнадзора.

Разработка ПЛАС выполняется на основании следующих нормативных документов:
— Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
— РД 09-536-03 «Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах»;
— РД 09-398-01 «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»;
— РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
— РД 03-26-2007 «Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ»;
— ПБ 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При наличии у Заказчика оперативной части ПЛАС может быть разработана только расчетно-пояснительная записка (в соответствии с требованиями РД 09-536-03).

План ликвидации аварий (ПЛА) – это документ, который определяет меры и действия, направленные на спасение людей и ликвидацию аварий в начальный период их возникновения. ПЛА разрабатывается для объектов, аварии на которых угрожают здоровью и жизни людей, сохранности производственного оборудования и помещений, населенных пунктов, могут привести к экологическим катастрофам.

Цель разработки Плана ликвидации аварий (ПЛА):

выявление всех возможных аварий и их развития;

разработка мероприятий по предупреждению, ликвидации (локализации) аварий;

конкретизация действий производственного персонала;

конкретизация технических средств по защите людей и по локализации аварий на соответствующих стадиях их развития в пределах близлежащей территории, организации, объекта, цеха.

План ликвидации аварий (ПЛА) разрабатывается:

в нефтяной и газовой промышленности для всех взрывопожароопасных производственных объектов (ПБ 08-624-03);

в организациях по хранению, использованию и переработке растительного сырья для всех отделений, цехов, участков, в которых вероятны аварийные ситуации, связанные с пожарами и взрывами в производственных помещениях и сооружениях, силосах, оборудовании (РД 14-617-03);

в коксохимических и металлургических организациях для каждого взрывопожароопасного и газоопасного технического устройства, участка, отделения, цеха, производства, а также для всей организации (РД 11-561-03);

на опасные объекты системы газоснабжения (9-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»);

объект, разрабатывать

на конкретные объекты подземного строительства (ПБ 03-428-02);

на участки шахт, разрезы и другие объекты угольной промышленности, на которых ведутся открытые горные работы (ПБ 05-619-03);

на объекты обогащения полезных ископаемых (ПБ 03-571-03);

на объекты открытых горных работ: карьеры, на которых ведутся взрывные работы; карьеры, эксплуатируемые в сложных горнотехнических условиях; драги (земснаряды); накопители жидких отходов (ПБ 03-498-02);

на сооружения и оборудование, входящие в состав накопителей гидротехнических сооружений (ПБ 03-438-02).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 г. Москва «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

READ  Заправка бензопилы маслом и бензином

Утвердить прилагаемое Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 02.09.2013, N 35, ст. 4516.

Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

Настоящее Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее. планы мероприятий) и требования к их содержанию.

Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее. объекты).

План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов.

В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Срок действия планов мероприятий составляет:

а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях. 6 месяцев;
б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых. 1 год;
в) для объектов I класса опасности. 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);
г) для объектов II класса опасности. 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);
д) для объектов III класса опасности. 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта).

В случае если в отношении расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более объектов, для которых пунктом 5 настоящего Положения установлены различные сроки действия планов мероприятий, разрабатывается единый план мероприятий, срок его действия устанавливается равным наименьшему сроку, предусмотренному указанным пунктом в отношении этих объектов.

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;

в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).

Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее. силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организацию взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокацию сил и средств;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями. участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

Общие разделы плана мероприятий содержат:

а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

Специальные разделы плана мероприятий:

а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;
б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Установление санитарно-защитной зоны: от разработки проекта к нанесению красных линий на карту

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций. Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»[2] (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г., т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется. Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3[3] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью, но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

НУЖНО ЛИ УСТАНАВЛИВАТЬ САНИТАРНО-ЗАЩИТНУЮ ЗОНУ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ОБЪЕКТА?

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом[1], не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I–V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

READ  Бензопила Stihl Сколько Масла На Литр Бензина

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I–III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями.

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III–V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
– систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
– систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно.

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

объект, разрабатывать

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам.

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ»? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

  • предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации[4];
  • экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями[5].

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности, СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия, однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

[1] В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

[2] Подробнее о разработке данного документа см.:

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7–11;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10–12;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21–28;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15–18 (прим. редакции).

Сабельная ПИЛА. зачем она нужна? Какие бывают пилы и полотна?

[3] В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

[5] Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»